Муниципальный земельный контроль является важным звеном в системе земельного надзора. Эта система состоит из комплекса органов и организаций, объединенных общей целью – становление и развитие института землевладения, упорядочение землепользования в сельском хозяйстве.
К сожалению, три с половиной года осуществления государственного земельного контроля позволяют констатировать факт отсутствия такой системы в Смоленском регионе.
Предусмотренный статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный земельный контроль осуществляется бессистемно или не осуществляется вовсе.
Подтверждением этому служит отсутствие правовых актов, регулирующих вопросы организации контроля, нормативных документов, устанавливающих обязательные требования и мероприятия по использованию и охране земель.
В результате в области практически не осуществляется контроль за целевым использованием и охраной сданных в аренду земель сельскохозяйственного назначения. До настоящего времени не создан единый общедоступный объективный реестр, отражающий информацию о землях, находящихся в фонде перераспределения. Это в то время, когда в регионе большое количество невостребованных земельных долей, права на которые не зарегистрированы в надлежащем порядке.
В целом в регионе используется по назначению менее миллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения.
Очевидно, что в сложившихся условиях необходима оптимизация механизма управления земельными отношениями на местах. В первую очередь требуется создание нормативной правовой базы по вопросам муниципального земельного контроля, основой которой должен стать соответствующий областной закон. Параллельно с этим органам власти региона следует вести целенаправленную работу по повышению уровня правосознания должностных лиц органов местного самоуправления в вопросах управления земельным ресурсом.